В Украине ежегодно оперируется более 200 тысяч детей. Абсолютное большинство из них - под наркозом. Конечно, оперативное вмешательство - стресс для пациента, и естественно он его боится.
У детей этот стресс усиливается еще и тем, что ребенок пугается не столько самой операции, сколько разлуки с родителями, боится врачей, аппаратуры, болезненных манипуляций, медицинского инструментария и т.п. Но это еще не все.
Не менее сильный стресс переживают и родители, когда в некоторых случаях приходится буквально отрывать ребенка от мамы, чтобы забрать его в операционную.
Читать также: Дети и наркоз: все вопросы в одной статье. Отвечает известный украинский анестезиолог
Именно поэтому за 20-40 мин до операции пациенту делают так называемую премедикацию, то есть вводят медикаменты, которые должны успокоить ребенка, снять стресс перед будущим вмешательством и позволить безболезненно расстаться с родными на нужное время. Но не все так просто.
Чтобы провести премедикацию, ребенка забирают в манипуляционную и колют ему в зависимости от запланированной операции и его состояния от 1-го до 4-х болезненных уколов в ягодицы. И придуманная для успокоения процедура превращается в тот же стресс, плач и крик, пока лекарства не начнут действовать и таки не победят детский организм. В конце концов, ребенок засыпает с плачем, а потом, уже после операции, - с плачем и страхом просыпается.
Читать также: Как оперируют детей в Израиле. Реальный опыт мамы
Но это еще тоже не все. Большинство болезненных и стрессовых манипуляций в украинских больницах делают вообще без премедикации и обезболивания, под «крикаином», после надежной фиксации (связывания, скручивания, как хотите) пациента детского возраста.
Это касается и удаления аденоидов, и первичной хирургической обработки ран в травмпунктах, иногда - ушивания ран, проведения фиброгастроскопии или ректороманоскопии и т.п.
В то же время за западной границей Украины для таких целей существуют медикаменты в формах сиропов и назальных спреев.
Заходит медицинская сестра в палату к ребенку перед оперативным вмешательством и дает выпить немного сиропа с прекрасным фруктовым вкусом и запахом. Или пшикает в нос спрей так, как это делают при насморке.
Проходит 10-15 минут и ребенок или засыпает, или у него поднимается настроение и исчезает страх. Ребенок легко говорит маме «па-па» и с прекрасным настроением едет в операционную.
Без крика, без истерики! Без стрессов для ребенка и мамы.
После операции часто просыпается в приподнятом настроении. Это же используют, когда нужно делать неприятные процедуры. Это по-человечески, это гуманно, так должно быть.
Практике использования таких сиропов для детей уже более 30 лет. Но не у нас. У нас о таком или не знают, или не заботятся. А зачем? Москва же слезам не верит, не так ли? Киев, очевидно, тоже. По крайней мере, за 25 лет независимости в этом направлении не сделано ничего.
Хочется надеяться, что не за горами то время, когда Киев таки поверит детским слезам и сможет посмотреть на мир глазами ребенка, увидеть и почувствовать, что видит и чувствует малыш. Для этого НЕ нужно много. Просто поставить себя на место пациента. Так делают все бизнесмены, которые хотят процветать и развиваться: ставят себя на место клиента. Но ведь о медицине говорят, что это не бизнес.
Наш автор и консультант:
Павел Силковский,
детский врач-анестезиолог,
обласная детская больница.
г. Ровно
Фото: depositphotos.com