Одна из самых известных психологов Украины Светлана Ройз эмоционально описала свои ощущения и мысли, наблюдая за родителями на детских площадках.
Какие ошибки мы совершаем, направляя свою силу на принуждение вместо поддержки, сравнение с другими вместо принятия, крики вместо телесного контакта? Задумаемся над словами психолога:
«Для меня до сих пор испытание — находиться на детских площадках и в местах скопления семей с детьми.
Когда я вижу, как упирающегося ребенка любого возраста тягнут на горку, а у него все признаки паники. И он бы и хотел, но его инстинкт самосохранения орет: «не лезь туда!». (Представьте, что у ребенка (и взрослого) со сложным опытом рождения — горки, закрытые тоннели, замкнутые пространства — как только он туда попадает — условно активизируют память о прохождении родовых путей, память о борьбе за жизнь. Совершенно не осознаваемо и не контролируемо. И только увидеть горку для некоторых детей - уже ретравматизация). И такому ребенку нужно больше времени, больше нашего телесного контакта, больше бережности в том, чтобы допустить возможность идти туда. И, конечно, сравнения с другими детьми: «Смотри, какой смелый, а он младше тебя!» не помогают.
Испытание, когда ребёнка полутора лет ругают за то, что не может спокойно сидеть на лавочке на площадке, когда кричат или бьют ребёнка за то, что он что-то уронил или пролил. (Да и вообще — кричат и бьют) И когда родители встречают мой взгляд, неловко улыбаясь — тянут ребенка подальше. И это для меня страшнее — потому что такой «стыд» родителя может обернуться для ребенка бОльшим наказанием.
Я не лезу с разговорами, не воспитываю и не лечу без запроса, понимаю, что у всех своя судьба. мой терапевт и мой доктор твердят, что мое тело не справляется с нагрузкой эмоций и вовлеченности. И что такая реакция непрофессиональна. И я сама это понимаю.
Читай также: Лучший вклад в ребенка: Светлана Ройз рассказала секреты гармоничного взросления
Но я думаю о том, что нужно, наверное, как-то по-другому масштабнее работать, и думаю в такие моменты о нашей силе. О силе взрослых. Которая может направляться во благо вызревания силы детей. А может забирать у них их только-только проявляющуюся силу.
Думаю о том, что каждый раз, когда мы орем или бьем детей — мы это делаем от беспомощности и усталости. Но дети-то об этом не знают.
Думаю о том, что новая книжка, которая я готовлю отдавать в издательство — вообще бесполезна, что нужно срочно писать книжку по возрастной психологии, где бы человеческим языком описывать задачи и норму каждого возраста. И давать много поддержки родителям. Я ведь понимаю, что все эти реакции от незнания, усталости и беспомощности.
И что наш воспитательный баланс - между «силой границ» и «силой поддержки» можно удерживать только, если в контакте со своей здоровой силой. И сам имеешь опыт поддержки.»
Читай также: 5 практик от страхов и стрессов от психолога Светланы РОЙЗ
Светлана Ройз
семейный психолог
Фото: depositphotos.com