И это вовсе не преувеличение - ведь насилие, с которым сталкиваются женщины, не ограничивается изнасилованием. Это также абьюз, репродуктивное насилия, акушерская агрессия, и тому подобное. В рамках Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA, прошла дискуссия на тему сексуального здоровья и нарушения прав человека. На болезненные вопросы отвечали:
- Наталья Лелюх - акушерка-гинекологиня, блогера и лекторка
- Александр Павличенко - исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека
Что такое «сексуальные права человека», какие украинские и международные документы их защищают?
В 2019 году были внесены изменения в уголовное законодательство: о получение согласия на половые контакты.
Александр Павличенко: Прежде всего, это право на жизнь, право на семью, это право на репродуктивное здоровье, на распоряжение собственным телом, о котором заявляют, например, когда говорят о возможности той же легализации сексуальной работы и так далее. В национальном законодательстве право на сексуальную жизнь отражено в целом ряде документов. Соответствующие права, закреплены в 52 статье Конституции Украины, Семейном кодексе и Гражданском кодексе. Есть целый ряд статей в Уголовном кодексе, которые обеспечивают неприкосновенность сексуальной жизни и вообще сексуальную неприкосновенность, устанавливая санкции за нарушение такой неприкосновенности.
В 2019 году были внесены изменения в уголовное законодательство: о получение согласия на половые контакты. В результате неполучения такого согласия, контакт может считаться нарушением уголовного законодательства и повлечь за собой соответствующие санкции, считая, что этот акт был изнасилованием.
2000-2005 годы эта тема обсуждалась на различных площадках различными сообществами. Поднимались вопросы планирования семьи, репродуктивного здоровья, не дискриминации всех, кого касается тема сексуальных прав. Создана большая международная организация «Международная федерация по планированию родительства» (IPPF), и она разработала документ, который фактически стал декларацией в отношении сексуальных прав. В ней изложены основные принципы и основные права, которые предлагается закрепить в рамках сексуального права.
Интересуют ли украинское общество вопросы сексуальных прав, сексуального и репродуктивного здоровья?
Наталья Лелюх. Я вижу положительные изменения в том, что женщины начали об этом говорить, женщины начали на это жаловаться, женщины начали поднимать эту тему - еще лет 10 назад этого не было. К счастью, мы вместе с La Strada поднимаем вопрос домашнего насилия, насилия над детьми, и я также вижу, и среди своих коллег, что люди начинают на это обращать внимание. Приходит женщина с синяками на ногах, и первое, что ты спрашиваешь - а откуда у вас синяки, ответ: это с собакой гуляла, это еще что-то, это еще что-то, и, ну ты уже знаешь, что женщина, понимает, что она может мне все рассказать, она находится в безопасном пространстве.
Есть еще такая проблема, как абьюзерство, и оно, к сожалению, происходит даже на гинекологическом приеме, когда мужа невозможно выгнать из кабинета. Мужчина пришел и говорит: «Я буду здесь, а шо такое, это моя жена, я буду, я присутствовал, и я хочу здесь быть» - ну и здесь уже приходится вести себя жестко: «извините, я не права проводить гинекологический осмотр в присутствии даже мужа». И, возможно, в этот момент, в эти две-три минуты, когда женщина будет находиться со мной и с медсестрой наедине, мы можем ее спросить: а все ли у вас хорошо, а можем ли мы вам чем-то помочь, а дать вам телефончик, к кому можно обратиться с этой проблемой?
Закон о согласии на секс
Согласие считается добровольным, если она является результатом свободного волеизъявления лица, с учетом всех сопутствующих обстоятельств.
Александр Павличенко: Речь о 152 статье Уголовного кодекса - право не подвергаться сексуальному насилию. Фактически, речь идет о совершении действий сексуального характера, связанных с различного типа проникновением в тело другого лица без добровольного согласия потерпевшего. Если нет такого добровольного согласия, то тогда наступает квалификация «изнасилование». Согласие считается добровольным, если она является результатом свободного волеизъявления лица, с учетом всех сопутствующих обстоятельств. То есть фактически это повлекло следующую ситуацию: в случае, когда возникает обвинение по 152 статье, женщина не должна доказывать, что она сопротивлялась и пыталась максимально избежать изнасилования. То, что было нормой при установлении состава преступления при прошлом формулировке этой статьи.
На сегодняшний день достаточно доказать, что не было этого согласия, а в довольно многих случаях такого согласия действительно нет, хотя она формулируется, ну, очень-очень-очень неконкретных формулировках. И если кто-то из партнеров, даже во время секса станет возражать против продления полового акта - это должно быть выполнено. Иначе продолжение будет считаться актом изнасилования.
Каким образом это доказать, если это не было записано, а почти всегда никто не записывает такое ни на видео, ни на другие какие-то видеозаписи? Это действительно сложно, но здесь не должно быть и злоупотребления в другую сторону - обвинение в акте попытки изнасилования или изнасиловании ради получения каких-то преференций.
Однако есть и абсолютный запрет - он касается детей, несовершеннолетних. В этом случае вообще не поднимается вопрос о согласии, даже в случае такого согласия.
Отношения в паре, это не безлимитный абонемент на секс
Никто никому ничего не должен.
Наталья Лелюх. Каждый человек и каждая пара имеет право развиваться в своих отношениях. И это развитие как раз и позволяет людям расти вместе, расти в каком-то одном направлении и это нормально. Нормально, что вчера я хотела, сегодня я не хочу. Абсолютно нормально. И вот как раз эта история такой тонкой грани, как сообщить об этом партнеру, как сказать, что я сегодня не настроена. «Ну, ты же должна. Вот у меня печать в паспорте» - как часто говорят мужчины. И не только мужчины этим грешат, нет. Есть ситуации, когда женщины выступают инициаторами. Говорят: «Что такое? Почему ничего не происходит? Я хочу. Давай ». То есть, основная проблема в общении, проблема в межличностных отношениях. Никто никому ничего не должен.
Когда начинать говорить с ребенком о сексе
Наталья Лелюх. В принципе с ребенком, любым ребенком, надо говорить всегда, и особенно, если у него возникают вопросы. Если ребенок, особенно в подростковом возрасте, будет понимать, что на свой вопрос к родителям он получит ответ, а не «подрастёшь, потом поговорим, или не сейчас, найдем удобный вечер», сядем, поставим какие-то картинки и я тебе все расскажу. Это наше ежедневная, будничная жизнь, и в одной из книг, которые я читала о сексуальном воспитании, была прекрасная фраза: «когда темы сексуального развития будут нормальными за столом во время обеда, это значит, что мы дошли до нормального уровня культуры, мы можем воспринимать себя, свои отношения, свою семью, как норму».
Об этом не надо говорить, понижая голос: «ой я потом тебя расскажу о месячные потому что папа здесь», и что? То есть об этих вещах нужно говорить, есть вопросы, сразу нужно получить ответ, так как вы можете, так как вы всегда отвечаете на любой вопрос: почему солнце встало, почему нужно чистить зубы, почему надо мыться тогда, а не тогда, так же в отношении секса. Это нормальное, обычное вопрос. Да, мы выросли в обществе, где это было табуированным и это плохо.
Александр Павличенко. Я полагаю, что здесь надо не говорить, а создавать такой социум, или такое окружение, в котором бы просто было показано, как должно быть, и то, что неправильно в этом окружении было четко проартикулировано. Речь о том, что, например, ребенок не может подвергаться какому-либо буллингу, в том числе и сексуальной буллинг.
Материал подготовлен в рамках дискуссий правозащитной программы RIGHTS NOW! фестиваля Docudays UA