Сегодня Светлана Ройз - семейный психолог и мыслитель, автор нескольких книг и огромного количества техник и практик, - расскажет об основных различиях авторитета и авторитарности и объяснит, в чем причина "неуважения к авторитетам" со стороны детей, какова ситуация с авторитетностью и авторитарностью в нашей стране и куда мы должны прийти в итоге.
На самом деле у нас планируется несколько материалов. Ведь тема объемная, важная, даже глобальная. Вот и интервью у нас получилось огромное, но очень интресное.
Первую часть этого интервью мы предлагаем прямо сейчас.
ТМ: Светлана, наши читатели все чаще говорят об утрате авторитета взрослого в глазах ребенка. Эта тема звучит даже по отношению к совсем маленьким детям, не говоря уже о подростках, которые "ни во что не ставят" учителей и прочих взрослых. Это общая тенденция?
С.Р: У нас у всех сейчас время наработки авторитетности, так же как и наработка достоинства. На уровне общества и страны. Мы ведь не знаем, что это такое.
Мы знаем, что такое внешняя авторитетность, а она связана с проявлением силы. Но внешняя авторитетность - это авторитарность. Внутренняя авторитетность и внешняя авторитетность – разные вещи.
ТМ. Авторитарность - это и не авторитетность вовсе?
С.Р: Авторитарность - это желание убедить в своей правоте, доказать ее, навязать. Мы привыкли к авторитарности, ведь очень удобно находиться рядом с авторитарным человеком, на которого можно переложить ответственность, снять напряжение…
Внутренняя авторитетность – спокойное осознание своей внутренней ценности, внутренней опоры. Это не требует доказательств и навязывания.
Внешняя же авторитарность – поиск опоры вовне. Это когда я обкладываю себя коронами, скипетрами, регалиями, … дипломами, визитками,.. статусами в Фейсбук. Это когда мне важна роль, а не я сам. Авторитарный стиль руководства: « Я начальник ты дурак», авторитарный стиль воспитания: «Делай, как я сказал, потому что ты маленький».
ТМ: А дети этого не принимают уже…
С.Р: Да. Потому что они другие уже.
Чем отличается современное поколение от нас? Наши дети чутко различают авторитетного и авторитарного человека и пробуют их на силу, на «слабо». И если родитель (учитель) позволяет себе проваливаться в эмоции постоянно, он сразу утрачивает авторитетность.
Каждому ребенку важно чувствовать опору родителей. И учитывая, что дети сейчас обладают немалой силой, то и испытывать нас они будут больше, чем это делали мы. И опора им нужна крепкая. Иначе они сами становятся опорой для нас.
Наши дети попросту позволяют себе больше.
Иногда, когда нам не хватает ресурсов, просто не хватает сил на здоровую реакцию. Именно таогда мы включаем авторитарность. И один из секретов авторитетности - здоровое отношение к своим ресурсам.
Нашим детям также совсем непонятен авторитарный стиль образования: «Ты меня слушаешь, а свое мнение держи при себе».
Им не будет понятен авторитаризм и в обществе.
В политике авторитаризм – это вы все идете туда, куда мы для вас определили...
ТМ. Нам сказали, идти в Европу – идем в Европу. Нам сказали: «А теперь мы не идем в Европу!» - и мы взбунтовались…
С.Р: А все потому, что к авторитетности и чувству достоинства мы все равно должны прийти. Как минимум, для наших детей. Они УЖЕ другие. Для них авторитарность чужда. Они ее не принимают. И мы меняемся, мы должны меняться и расти.
Т.М: Так что же такое авторитетность, если обобщить
С.Р: Авторитетность – ощущение внутренней опоры. Первый признак авторитетного человека - он спокоен. Это не значит, что у него не бывает неуверенностей, болезней, эмоций. Но чаще всего он спокоен, потому что соединен с своей силой. Ему не надо ничего демонстрировать, ничего доказывать.
Он в равновесии. Он знает о своих зрелых сторонах, о тех, которые еще дозревают. Он уже как-то договорился со своим перфекционизмом
Ведь что такое перфекционизм? Это постоянная гонка. При которой любая неуспешность воспринимается как упрек себе: «Я еще недоукомплектован!» Авторитарный человек всегда будет доказывать, что он лучший. Авторитетному этого не надо. Он знает, что он на своей горе.
ТМ: И всем гор хватит
С.Р: И всем гор хватит. А, кроме того, рядом со мной, на этой моей горе будут находиться те, кому это нужно. И солнца всем хватит. Хоть оно и одно, но его всем хватит… И эта убежденность дает авторитетному человеку то внутреннее спокойствие, которым он и выделяется.
Авторитет позволяет сомневаться в его словах. У авторитарного есть два мнения. Одно его, а второе – неправильное. Никаких сомнений в правоте быть не должно.
Внутренняя авторитетность: это еще когда человек всегда находится в развитии, в поиске. И он позволяет себе совершать ошибки, осознавать их, признавать... Авторитарный человек сваливает вину за ошибки или за свое состояние на других.
Авторитетность – это всегда большая вариативность и гибкость. Именно осознанный подход помогает быть гибким. Если я в чем-то ошибался, я приму, осознаю и изменю.
А авторитарный человек живет в потребности двигаться по намеченному пути, по проложенной линии. И если приходится с него сходить, то он может впасть либо в депрессию, либо в агрессию.
Часто в авторитарность уходят люди, которые экономят силы. Если не хватает ресурса, то любое отклонение от плана, будет восприниматься как угроза, или как необходимость растратить силы.
Поэтом первое, о чем всем нам нужно заботиться – ресурс. Без него все размышления об авторитетности бессмысленны. О восполнении сил нужно заботиться. О телесной своей части, как минимум.
ТМ: Авторитетность и авторитаризм на уровне страны? Мы в начале пути?
С.Р: В Украине сейчас нарабатывается и авторитетность, и ощущение достоинство. У нас просто не было возможности их сформировать. Ведь сколько поколений выросло в условиях авторитаризма. А вырастить достоинство на страхе невозможно. Поколение наших детей – более бесстрашно.
ТМ: Вот! Многие учителя, даже из тех, кто давал интервью нашему сайту, отмечают эту бесстрашность и утрату авторитета учителя. Что делать родителю в этой ситуации?
С.Р: Первое, что мы сами помним и говорим ребенку, что учитель – тоже человек. Учитель - разный. И ведет себя по-разному. И иногда, он, как и любой взрослый, ошибается.
Современные дети очень чувствительные, и громкие голоса в школе поначалу воспринимают как агрессию.
Чтобы облегчить адаптацию ребенку к школе, сначала нужно объяснять, что учитель, как правило, не кричит на него, он говорит громко, пугаться его не надо. И если повышает голос, то чаще всего, не на него лично.
Ребенку надо дать понять, что учитель может ошибаться. Важно вместе с ребенком находить в преподавателе хорошее, замечать это хорошее и акцентироваться на этом.
Попросите, чтобы ребенок всегда говорил, если ему страшно на уроке или в школе. Страх иррационален, и нужна поддержка. Ведь ребенок, который боится, не будет учиться. Он не усвоит этот предмет.
Ребенок не учится у того преподавателя, которого боится.
Нам надо выяснить, это страх перед учителем, пред предметом, перед объемом информации, как страх исходящий из внешнего мира или этот страх спровоцирован внутренними процессами.
Авторитетный учитель умеет стабилизировать детей перед большими объемами материала и перед любыми испытаниями (контрольными, экзаменами) и тогда они проходят и усваиваются легче.
У авторитарного учителя – оценки учеников сказываются на его самооценке и поэтому он более жесткий и требовательный.
Авторитетный будет фокусироваться на том, чего каждый ребенок достиг. Видит его люфт, его динамику, его личные возможности и уважает его достижения.
Он не будет ругать и унижать ребенка, воспитывать и оценивать при всех. Общественное порицание - явный признаки авторитаризма.
Ребенку нужно усвоить очень важные вещи
Учитель не должен:
- переходить личные границы,
- орать,
- унижать,
- бить
- отбирать личные вещи (в том числе, гаджеты).
Есть одно но! В каждой школе есть свои правила. И если, например, на уроке запрещено пользоваться (оговорено в правилах) телефоном, то учитель может забрать его, как штраф.
ТМ: Наша школа ближе к авторитарности?
С.Р: Школьная система оценивания – авторитарна по сути. Везде, где есть страх, где есть оценка, есть авторитарность.
Цифра, которой оценивают что-то в человека - очень жесткая сама по себе. Слова всегда более вариативны. У цифр нет синонимов.
Авторитарный учитель часто оценивает себя по уровню достижений учеников, по их оценкам. Отсюда авторитаризм и давление, отсюда и конфликты в с учениками. Ведь плохие оценки учеников - приводит к выводу "я плохой!"
Очень ответственный учитель, который «вкладывает душу» неизменно будет разочаровываться в ученике, который не оправдал возложенных на него ожиданий. Ведь если ты вложил душу, то если что-то идет не так, если ученик уходит или идет не по тому пути, то и твоя душа страдает (уходит, теряется). Вкладывая в кого-то душу или "всю жизнь" мы делаем его своим должником...
Если давать ребенку «из души», это совсем другие ощущения, другая метафора. Давая из чего-то мы ничего не теряем. И тогда нам никто ничего не должен.
Очень важно, чтобы дети не были смыслом жизни родителя, а работа не была смыслом жизни любого человека.
Жизнь ведь очень многогранна. Нельзя ее сужать во что-то одно. Нужно заботиться и о своих других частях, о теле, как минимум.
Если человек говорит, что я всю жизнь положил, чтобы в моей стране было что-то, это тоже ошибочно.
ТМ: Ребенок не обязан оправдывать ожидания? Это проблема тех, кто ожидает?
С.Р: Так категорично тоже нельзя. Нельзя снимать ответственность с ребенка за него самого и за его реализацию. Ответственность на нем есть.
Можно сказать, что у каждого человека есть свой яркий талант и есть люди, которые помогают ему прорасти. Учитель - это временная подпорка. Пока талант не окрепнет, он будет нужен. Так как и папа с мамой. Но если не развивать свой талант, то он может и не вырасти.
Продолжение интервью, о том как формируется внутренняя авторитетность из года в год, когда и как родителям нужно вести себя с детьми, чтобы не утратить авторитет, читайте в статье Как воспитать в ребенке авторитетность и самоуважение.