Аллергия на яйца - одна из самых распространенных пищевых аллергий у младенцев, и раньше врачи рекомендовали отложить знакомство с ними до 7-8 месяцев, потому что считалось, что детский организм должен «созреть», чтобы справиться с аллергенами. При этом сначала предлагать малышу исключительно желток, и только после года добавлять яичный белок.
С 2008 года рекомендации по профилактике аллергии были обновлены, и постепеннго их приняли во всем мире. Тогда ученые заявили, что нет доказательств того, что исключение аллергенов из первого прикорма уменьшает риск аллергической реакции у ребенка в будущем, поэтому стоит наоборот знакомить детский организм с ними как можно раньше.
Новое исследование, проведенное в Австралии, подтвердило – действительно, распространенность аллергии среди малышей, которые знакомились с аллергенами с первых дней прикорма (в исследовании речь о яйцах, как один из самых распространенных аллергенов), снизилась более чем на 17%. Результаты были опубликованы в журнале JAMA Pediatrics 8 июня 2026 года.

Исследование включало данные о более чем 7000 младенцев в возрасте от 11 до 15 месяцев. Младенцы представляли две группы: начинающие прикорм по старым правилам (между 2007 и 2011 годами, до того, как руководящие принципы в Австралии были обновлены), а другие - между 2018 и 2019 годами, после обновления. Для обеих групп родители заполнили анкеты, а младенцы были протестированы на аллергию на яйца. Затем исследователи проанализировали каждую группу, обращая особое внимание на то, в каком возрасте каждый ребенок познакомился с яйцами и сколько из них имели аллергию на яйца.
Полученные данные показали, что распространенность аллергии на яйца уменьшилась с 9,2% в группе 2007-2011 годов, до изменения рекомендаций, до 7,6% в группе 2018-2019 годов, что соответствует относительному снижению на 17,7%.
"Наши результаты подчеркивают, что изменения руководящих принципов, когда они основаны на высококачественных доказательствах и широко приняты, могут привести к значительному снижению распространенности пищевой аллергии", - сказала Дженнифер Коплин, руководитель группы детской аллергии и эпидемиологии в Исследовательском центре детского здоровья Университета Квинсленда.
Это не первое исследование, подтверждающее пользу раннего введения аллергенов. В прошлом году подобным образом было доказано уменьшение случаев аллергической реакции на арахис у детей, познакомившихся с ним до 7-месячного возраста. Результаты исследования были опубликованы на сайте ААР.
Хотя эти и другие исследования достаточно убедительно показывают, что новые рекомендации по поводу введения аллергенов в прикорм работают, следует быть осторожными – кроме общих правил существуют индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Так что, хотя тотальный запрет снят, добавлять новые продукты в детский рацион следует постепенно, наблюдая за реакцией детского организма.
Среди неизменных правил первого прикорма – начинать при наличии признаков готовности ребенка, не раньше 6-ти месяцев, но не задерживать слишком долго. Вводить по одному новому продукту, наблюдая за реакцией и быть очень осторожными с пищей, которой ребенок может подавиться.