В этот период врачи назначают ребенку новые и новые лекарства, которые не имеют никакого терапевтического эффекта. От такой излишней физической и психологической нагрузки устает вся семья, ведь «пичкать» своего кроху лекарствами с внушительным списком побочных эффектов, мало кому понравится.
Обычно врачи советуют ни в коем случае не обращаться за помощью к Интернету. Но в данном случае опыт врача помог установить точный диагноз и быть готовым к приступу недуга.
Врач Елена Луцкая рассказала об редкой патологии, диагностика которой обычно вызывает немало проблем у врачей.
«Несложная, но долгая история, которая потребовала наблюдательности и аналитического подхода. После четырех месяцев неизвестности и неприятных эпизодов малыш чувствует себя хорошо, ситуация прогнозируемая, семья спокойна, а я чувствую себя волшебницей. Наверное, так бывает всегда, когда удается поставить редкий, пусть и не очень сложный, диагноз.
Все началась банально. На приеме малыш 3,5 лет с жалобами на то, что «часто болеет».
Читай также: Почему ребенок часто болеет: ищем и устраняем причины
Каждый раз лихорадка 39, немного заложен нос. При осмотре ничего не выявлено: здоров.
Растет и развивается хорошо.
Малыш только пошел в сад, у него «возраст аденоидов», он часто встречается с вирусами и бактериями. Решили защитить от пневмококка и привили превенаром.
️Прошел месяц, и мама позвонила снова – история с температурой повторилась. Я рекомендовала консультацию ЛОРа. Ничего подозрительного не обнаружилось: насморк. И мы снова потерялись.
️Еще через месяц они приехали на прием. Снова 39, озноб у ребенка – и больше ничего. При осмотре обнаружились тонзиллофарингит, шейный лимфаденит. Все. Казалось бы.
Анализирую историю нашего общения и понимаю, что познакомились мы как раз после эпизода подобной температуры. Через месяц он повторился, потом еще раз, еще раз…
Уточняю у мамы, так ли было каждый раз при предыдущих подъемах температуры? Были ли еще какие-то симптомы? Нет, не было. Всегда одно и то же.
Я начала подозревать, что эта цикличность неслучайна. Только на моей памяти случилось уже три эпизода, каждый из которых купировался как отдельная болезнь. А если нет? О периодических лихорадках я читала у именитых докторов. И мне всегда казалось, что это высший пилотаж – узнать такое. Но вдруг?
И тогда я задала маме вопрос о периодичности возникновения этих состояний. Если бы не ее записи, кстати, дело бы очень усложнилось. Но мама вела «дневник» болезней, и оказалось, что эта история повторяется с апреля. Регулярно, раз в месяц, с одинаковыми интервалами.
Читай также: Почему нельзя игнорировать головную боль у ребенка
Преднизолон 2 мг/кг однократно полностью остановил приступ. Мои подозрения о периодической лихорадке подтвердились.
Как врач я очень довольна. Отдельные эпизоды одного и того же заболевания часто принимают за отдельные болезни. Это может продолжаться очень долго. Часто такие дети получают курсы ненужных антибиотиков. Вот почему доктор должен быть очень внимательным ко всем деталям.
Что такое PFAPA, или синдром Маршалла?
Расскажу подробнее о том, что же это такое. PFAPA, или синдром Маршалла, – синдром, который включает периодическую лихорадку (Periodic Fever), афтозный стоматит (Aphtousis stomatitis), фарингит (Pharingitis) и шейный лимфаденит (Сervical Adenitis).
Дебютирует чаще всего между 3 и 5 годами, чаще у мальчиков. Атаки случаются каждые 3–8 недель. Заключаются во внезапной лихорадке с пиками повышения температуры тела️ ????️до 38,8–40,5°C.
Примерно за сутки до этого могут возникать продромальные – предваряющие – симптомы. Чаще всего это общее недомогание и головная боль у ребенка.
Затем может возникнуть воспаление слизистой рта с небольшими малоболезненными афтозными язвами. Это важный момент! В названии синдрома содержится указание на Aphtousis stomatitis. Но возникает он не всегда – в среднем у 55% пациентов. Так что если стоматита нет, это не повод исключать вероятность PFAPA.
Боль в горле (иногда с экссудацией) имеет вид фарингита – воспаления слизистой глотки. Отмечается болезненная припухлость лимфатических узлов на шее, как при лимфадените. Полный комплекс симптомов наблюдается в 43–48% случаев.
Никаких других симптомов – кашля, насморка, диареи – не бывает.
Читай также: Ребенок часто болеет: что делать? 8 советов
Критерии диагноза клинические, то есть дополнительных обследований не требуется. Врач может выполнить общий анализ крови, чтоб исключить другую очень похожую лихорадку – циклическую нейтропению.
В пользу PFAPA говорят:
- наличие свыше трех зафиксированных регулярных случаев лихорадки продолжительностью не более пяти дней, возникающих через одинаковые промежутки времени;
- наличие фарингита с незначительной лимфаденопатией в области шеи и/или (!!!) афтозных язв на слизистой полости рта;
- отсутствие аномалий развития и нормальное состояние здоровья между эпизодами болезни;
- быстрое разрешение симптомов после однократного применения кортикостероидов.
Основное направление лечения – это разовые приемы глюкокортикоидов. бетаметазон или преднизолон. Преднизолон в таблетках принимается внутрь сразу при начале лихорадки из расчета 0,5–2 мг на килограмм массы тела ребенка; бетаметазон – 0,1–0,2 мг/кг.
Нашла данные о применении колхицина, циметидина для профилактики возникновения приступов, но данных об эффективности недостаточно.
Есть данные об тонзилэктомии как варианте лечения, но они противоречивы. Поэтому такой метод можно рассмотреть, только если интервалы между атаками очень короткие или лечение кортикостероидами не подходит.
Важно помнить, что течение благоприятное. То есть росту и развитию PFAPA-синдром не мешает. С возрастом (обычно к 8–10 годам) атаки перестают возникать.
Как видим, есть повод подробнее расспросить родителей о том, что такое «часто».
Может быть, дело не только в частоте, но и в периодичности. И да, чаще заглядывать на досуге в профильные издания Есть многое на свете, друг Горацио, или как там у Шекспира?»
Елена Луцкая
врач
фото: shutterstock