Понаблюдав за животными, ученые заметили, что в организме вожаков стаи шимпанзе по сравнению с остальными приматами присутствует высокая концентрация серотонина. Это вещество поднимает самооценку и побуждает вести образ жизни, подобающий признанному главарю.
Тогда ученые решили, что иерархический статус зависит от гормонального не только у животных, но и у человека.
Эту теорию и доказало генетическое исследование людей. На этот раз подопытными стали студенты. Неформальные лидеры студенческих группировок имели более высокий уровень серотонина в крови, нежели рядовые члены коллектива.
Однако результаты этой научной работы вовсе не доказывают, что тому или иному человеку на роду написано стать президентом, звездой кинематографа, клерком среднего звена или руководителем корпорации. Хотя, бесспорно, определенные комбинации генов, включая повышенную выработку серотонина, действительно располагают к гиперчестолюбию или незаурядному уму, спортивным, художественным, музыкальным или артистическим достижениям.
Все намного интереснее: природа дает нам возможности. Если мы захотим, мы ими воспользуемся, нет – значит нет. Однако в ответственные моменты, когда просто необходимо проявить силу характера, каждый из нас вспоминает о них. Другое дело, надолго ли нас хватает
Два типа лидеров.
Способность серотонина усиливать или ослаблять желание лидерствовать зависит не только от его уровня, но и от индивидуального психологического портрета человека. И здесь, как в сказке: в чьих руках окажется волшебная палочка, таким и будет развитие сюжета.
Психологи выделяют два типа личности.
Макиавеллиевский (по имени мыслителя Никколо Макиавелли, считающего, что в политике нужно опираться лишь на силу, а не на мораль), отличающийся агрессивностью, властолюбием и отсутствием этических принципов.
У такого человека по мере повышения серотонина повышается и социальный ранг. Этот лидер жаждет власти и тотально контролирует своих подчиненных. Такими были Сталин, Гитлер, Мао Цзедун.
Уступчивый моралист, наоборот, за демократию и лояльность. Он прежде всего считается с интересами своих подопечных. В этом случае уровень серотонина повышается, но социальный ранг падает. И чем выше взлетает такой лидер, тем более лояльным
к другим он становится. Таким был, например, Николай II.
Как видите, чудесное вещество серотонин показывает нам: кто есть кто.
Кстати, реакция на поражение и неудачи у лидеров этих двух типов тоже разная. При понижении уровня серотонина «макиавеллиевские» личности стулья ломают, а «моралисты» уходят в себя.
И тем и другим нужно учиться быть в балансе. Учиться принимать поражения достойно, воспринимать как опыт, усваивать его и идти дальше, так же радостно и энергично покоряя мир.